Семейство является модернизацией LADA Samara, производство которых было начато в 1984 году. Первоначально это семейство для внутреннего рынка страны носило название Спутник, на экспорт шли автомобили с названием Samara. Позднее закрепилось общее название LADA Samara.
Первыми представителями семейства Спутник стали ВАЗ-2108, это были первые переднеприводные автомобили отечественного производства, получившие широкое распространение и действительно народное признание. Первым переднеприводным был ЛуАЗ-969В, серийно выпускавшийся с 1967 по 1969 год.
С 1987 года стал выпускаться пятидверный хэтчбек ВАЗ-2109. «Вишнёвая девятка» давно уже ассоциируется у нас с перестройкой. Появление «восьмёрки» и «девятки» было революционным шагом нашего автопрома. Произошёл уход «АвтоВАЗа» от конструктивной схемы Fiat-124.
В 1990 году выпущен пятидверный седан ВАЗ-21099. Успех модели в то время был огромен. До настоящего времени её собирают в Украине, так как она продолжает пользоваться спросом.
Новые автомобили выгодно отличались от предшественников. Был значительно улучшен внешний вид, переработан интерьер салона, 2004 год стал последним годом выпуска в России первого семейства. Нынешние LADA Samara 2 обладают неплохой устойчивостью на дороге, приличной управляемостью и динамичностью.
Модели семейства ориентированы на молодёжь, для которой модели LADA Kalina кажутся несерьёзными, а LADA Priora слишком дорогими или рассчитанными для более взрослых автолюбителей. Неоспоримым преимуществом Samara 2 является возможность реализовать любой самый смелый тюнинг. Любители тюнинга изменяют внешний вид машины до неузнаваемости. Меняется практически всё, начиная от оптики и системы выпуска отработанных газов до подвески, тормозов и даже двигателя.
Автомобиль модели ВАЗ-2113, трёхдверный хэтчбек, усовершенствованная версия ВАЗ-21083. Сохранены отличные ходовые характеристики, динамичность, эффективная тормозная система, в лучшую сторону изменены внешний вид и интерьер салона. Модель приобрела более спортивный вид.
Передние фары сделаны суженными, форма капота стала другой, передняя решётка симпатичней, обтекаемость кузова увеличена, изменились материал и форма бамперов. Задняя часть автомобиля сохранена от предшественника, но на крышку багажника добавили спойлер с встроенным стоп-сигналом.
Улучшилось качество отделки салона, панель приборов заменили на более современную, позднее к её вариантам добавились панели от ВАЗ-2114 и от ВАЗ-2115. Объём багажного отделения составляет 330 литров, и может быть увеличен складыванием задних сидений.
Последние модели LADA 2113 оснащаются двигателем с максимальной мощностью 59,5 кВт, или примерно 81 л.с., с объёмом двигателя 1.6 л. Экологичность двигателя соответствует европейским нормам Евро-3. Коробка передач пятиступенчатая, механическая. Максимальная паспортная скорость 160 км/час. Скорость разгона с места до 100 км/час равна 13.2 секунды. Объём бензобака равен 43 литрам. Средний расход топлива примерно 7,6 литра на 100 км пути. По состоянию на весну 2010 года, автомобили ВАЗ-2113 продаются в России по ценам, начиная примерно от 235 тысяч рублей.
Пятидверный хэтчбек ВАЗ-2114 стал модернизацией и рестайлингом модели ВАЗ-2109. Внешний вид, по сравнению с «девяткой», также изменился. Изменены радиаторная решётка и капот, бампера, фары стали суженными, появились молдинги.
Салон также получил новую панель приборов, получившую в народе название «европанель». Рулевая колонка стала регулируемой, руль поставили от семейства автомобилей ВАЗ-2110. Усовершенствована конструкция отопителя салона.
Первый автомобиль ВАЗ-2114 сошёл с конвейера в октябре 2001 года, однако серийный выпуск начали лишь с 2003 года. И технические, и динамические характеристики модели практически не отличаются от ВАЗ-2113. Минимальные цены на модель начинаются от 247 тысяч рублей.
Седан ВАЗ-2115 также пятидверная модель. Считается неплохим автомобилем для семейных поездок по городу и за город. Способен передвигаться даже по бездорожью благодаря жёсткой подвеске и высокому клиренсу. Объём багажника увеличен, и составляет 427 литров, все Ваши вещи легко войдут в него.
На конвейер модель попала в 2000 году, является модернизацией ВАЗ-21099. Отличается от предшественника теми же капотом, решёткой и фарами, бамперами в цвет кузова, обтекателями порогов, молдингами. Крышка багажника стала другой, спойлер также изменён и оснащён стоп-сигналом. Задние фонари изменились, между ними появилась декоративная вставка.
Салон ВАЗ-2115 получил новую отделку материалами улучшенного качества, сиденья сделаны достаточно удобными, также проявилась регулировка рулевой колонки. Динамичность и устойчивость на дороге модели очень высоки, хорошо держится автомобиль на поворотах. Длина ВАЗ-2115 увеличена, по сравнению с хэтчбеками, на 208 миллиметров, в остальном технические характеристики седана LADA Samara 2 аналогичны хэтчбекам. Цены на ВАЗ-2115 начинаются от 254 тысяч рублей.
В целом представители семейства автомобилей LADA Samara 2 довольно универсальные и неприхотливые машины, простые в применении, несложные и недорогие в обслуживании, обладающие неплохими динамическими характеристиками. Внешний вид довольно привлекателен, хорошая возможность для тюнинга.
Конечно же, семейство имеет и ряд недостатков, среди которых очень большим является низкая пассивная защита автомобиля, отсутствие подушек безопасности даже для водителя.